28 мая – 142 года со дня рождения русского поэта, критика, художника, общественного деятеля Максимилиана Волошина

Когда:
28.05.2019 весь день
2019-05-28T00:00:00+06:00
2019-05-29T00:00:00+06:00

В 1910 году Волошин становится уважаемым специалистом в области литературы и публикует свой первый сборник «Стихотворения. 1900-1910», пишет статьи о культуре, стихотворения об ужасах войны, занимается живописью. В 1918 и 1919 годы выходят две его новые книги стихов – «Иверни» и «Демоны глухонемые». В каждой строке неизменно чувствуется рука литератора. Особенно красочны стихотворения Волошина, посвященные природе Восточного Крыма. С 1903 года Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись» и «Утро России». Общий объем работ, которые по сей день не утратили своей ценности, составляет не один том. В 1913-ом, в связи с нашумевшим покушением на картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Волошин выступил против натурализма в искусстве, опубликовав брошюру «О Репине». И хотя после этого редакции большинства журналов закрыли перед ним свои двери, посчитав работу выпадом против почитаемого публикой художника, в 1914 году вышла книга статей Максимилиана «Лики творчества». Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Летом 1913 года он освоил технику темперы, а уже в следующем году написал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Плохого качества акварельная бумага приучила Волошина работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок. Каждое новое произведение Максимилиана несло в себе частицу мудрости и любви. Создавая картины, художник размышлял о соотношении четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и о глубинном смысле космоса. Каждый нарисованный Максимилианом пейзаж сохранял свою плотность и фактуру и оставался светопроницаемым даже на холсте («Пейзаж с озером и горами», «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», «Лунный вихрь», «Свинцовый свет»). Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года. Наряду с Иваном Айвазовским, Эммануилом Магдесяном и Львом Лагорио, Волошина сегодня причисляют к представителям Киммерийской школы живописи.

  1. Волошин, М. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка [Текст]  / М. Волошин ; авт. предисл., сост. З. Давыдов. – Минск : Мастацкая литература, 1993. – 479 с.
  2. Волошин, М. А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. [Текст] : сборник / М. А. Волошин. – М. : Правда, 1991. – 479 с.
  3. Российские поэты о любви к Родине [Текст] : методико-библиогр. материалы / О. Н. Кондратьева ; Министерство культуры Российской Федерации, РГЮБ. – М. : [б. и.], 2002 –     .

Вып. 1 : М. А. Волошин, И. В. Северянин. –  2002. – 67 с.

  1. Серебряный век русской поэзии [Текст] / сост., авт. предисл. Н. В. Банников. – М. : Просвещение, 1993. – 432 с.