31 мая – 157 лет со дня рождения русского живописца Михаила Нестерова

Когда:
31.05.2019 весь день
2019-05-31T00:00:00+06:00
2019-06-01T00:00:00+06:00

Отец Михаила по призванию не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой. Потому к художественному таланту своего сына он проявлял живой интерес и ободряющее участие.
До двенадцати лет Нестеров учился в гимназии. Осенью 1874 года по настоянию отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К.П. Воскресенского.Спустя три года по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 года Михаил Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Его работы раннего периода («В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе») написаны в традициях русского передвижничества. В 1885 году за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника. К концу 1880-х годов Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы.
В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при этом его жена М.И. Мартыновская умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица жены. Значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустнынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. В следующий период был написан цикл картин, посвященных Сергию Радонежскому; после посещения Соловецкого монастыря появился ряд работ на эту тему. В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием «Давние дни». Книга имела огромный успех. Мастер кисти оказался также мастером слова.

 

  1. Коваленская, Т. М. Русский реализм и проблема идеала [Текст] / Т. М. Коваленская. – М. : Изобразительное искусство, 1983. – 304 с.
  2. История русского искусства [Текст] : в 2 т. : допущено Управлением учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебника для художественных вузов / Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. – 2-е изд., перераб. – М. : Изобразительное искусство, 1978 –     .

Т. 2 : Искусство конца XIX – начала XX века, Кн. 2 / ред. М. Б. Милотворская. –  1981. – 177 c.

  1. Сто картин советских художников [Текст] : альбом / сост. Б. В. Иогансон. – М. : Советский художник, 1966. – 226 c.
  2. Нестеров, М. В. Воспоминания [Текст] : [мемуары] / М. В. Нестеров; Сост. А. А. Русакова. – М. : Советский художник, 1989. – 415 с.