Дата: с 15 мая

Место: абонемент художественной литературы (ауд. 139, корп. 1)

«Смотрю я на этого, высокого статного человека, и верю, что именно ему суждено возродить забытые традиции великой нашей древнерусской живописи…»

Нестеров М.В.

 Биографическая справка

 ВаснецовВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926). Родился в Вятской губернии в семье сельского священника. Детские впечатления оказали влияние на творчество художника: великаны-ели вятских лесов, песни и сказки крестьян, народные умельцы – по дереву, глиняной расписной игрушке, лубочным картинам – пробудили интерес к народному творчеству.

Рисовать Васнецов начал рано, но в те времена было принято, что сын идет по стопам отца, поэтому Виктора Михайловиа отдали в духовное училище. После него был перевод в Вятскую духовную семинарию. Здесь уже Васнецов начал плотно заниматься живописью. С 1866 по 1867 года он нарисовал около 75 рисунков, используя тему русских пословиц и поговорок для книги «Собрания русских пословиц» Николая Трапицина.

На Васнецова сильно повлияла встреча с Э.Андриоли, который был ссыльным польским художником. От него он узнает про Санкт-Петербугскую академию художеств. Туда он и решил поступать, не закончив последний курс семинарии. Продав свои картины «Жница» и «Молочница» Васнецов отправляется в Петербург.

В Петербурге он встречает брата своего вятского учителя Красовского. И тот устраивает его рисовальщиком. Позже Васнецов устраивается работать художником по рисованию иллюстраций к книгам и журналам. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни.

В 1868 году Васнецов поступает в С.Петербургскую академию. Во время учебы Васнецов знакомится с Репиным, Антокольским, Максимовым, они становятся друзьями. В первый же год учебы Васнецов получает серебренную медаль. Следующую он получает в 1869 году за картину “Христос и Пилат перед народом”.

В 1870 году отец Виктора умирает. С деньгами стало совсем тяжело, ведь на попечении у Васнецова находиться теперь его 16-летный брат Апполинарий (впоследствии он станет тоже знаменитым художником).

С 1871 года Васнецов все реже начинает посещать академию. Васнецов очень много работает. В этот период он подготовил 200 иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпянского, к «Русской азбуке для детей» Водовозова. Он успевает выполнять и свои рисунки в основном на бытовую тему.

В 1875 году Васнецов окончательно покидает академию: потребность зарабатывать становиться первоочередной, да желание работать самостоятельно и свободно становиться больше. Он уже написал картины «Чаепитие в трактире» (она была взята на выставку передвижников) и «Нищие певцы».

В 1876 году выходят его картины «С квартиры на квартиру» и «Книжная лавочка».

Весной 1876 года Васнецов едет в Париж. Под впечатлением от нахождения во Франции появляется работа «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 год).

Через год он возвращается в Россию и венчается с Рязанцевой Александрой Владимировной. Они переехали в Москву.

В 1878 году Васнецов начинает работу над картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами». Она стала первой в цикле историко-былинных работ. Но картина единодушного одобрения не встретила. Слишком уж она был необычна, что сложно было выделить какое-то единое мнение. Чистяков же отозвался о работе так: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам…»

Не смотря на критику, Васнецов продолжает работать в выбранном направлении. В 1882 году он пишет «Витязя на распутье».

В Москве происходит еще одно важное событие: Васнецов знакомиться с семьей Саввы Мамонтова. Эта встреча повлияла на его творчество. Мамонтов делает ему заказ на три картины в зал заседаний Донецкой Ж/Д: «Ковер-самолет», «Битву скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства».

Васнецов так же занимался декорациями к спектаклям, и получалось это у него не хуже, чем рисовать картины. Хотя он и недолго занимался декорациями, но успел их сделать достаточно много.

В 1897 году выходит его картина «Царь Иван Васильевич Грозный», которую он написал под впечатлением увиденного собора Василия Блаженного, а задумка ее появился в 1880 году.

В период с 1875 по 1883 года планировалось открытие в Москве Исторического музея. Васнецов получил заказ выполнить картину «Каменный век». Это было достаточно неожиданно для художника, столь крупная работа.

Еще одно неожиданное предложение поступило Васнецову – расписать Владимирский собор в Киеве. Художник прожил 6 лет в Киеве, а кроме этого работа над росписью заняла 10 лет.

После этого достаточно громкой очередной его картиной стали «Богатыри». Изысканность, суровость и могучесть – все это сочетается в русских героях былин, известных каждому жителю России. Эта картина была последней в тот период, когда сил и энергии было много, самый расцвет творчества Васнецова. Последующие работы «Цapeвнa-лягушкa», «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна», «Баян» уже не были такими сильными, это были последние работы.

23 июля 1926 года Васнецов скончался. Смерть пришла к нему вечером дома, разрыв сердца.

1


85
   72

Государственный русский, музей. Санкт-Петербург. Живопись Х11 – начала ХХ века [Текст] = The Russian museum. St. Petersburg. Painting of 12th-early 20th centuries = The Russian museum. St. Petersburq. Paintinq of 12th-early 20th centuries : альбом / Сост. В.А. Пушкарев. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Изобразительное искусство, 1993. – (Музеи мира)

2


85.14(2)
   Г72
 

Государственная Третьяковская галерея [Текст] = The Tretyakov Gallery: [Альбом] / Сост. Ю. К. Королев, Сост. Л. И. Иовлева. – М. : Изобразительное искусство, 1997. – 143 с.

3

 
85.14(2)
   Г72

Государственная Третьяковская галерея [Текст] : [Альбом]. – М. : Изобразительное искусство, 1957. – 224 с. Государственная Третьяковская галерея [Текст] : [Альбом]. – М. : Изобразительное искусство, 1957.

4

 
85.14(2)
   Г72

Государственный русский музей [Текст] : альбом / Сост. Н. Новоуспенский. – 4-е изд. – Л. : Советский художник, 1966. – 112 c.

5


85.14(2)
   С32

Сергеев, А. А.  

Русские живописцы [Текст] : научно-популярная литература / А. А. Сергеев. – М. : Белый город, 2002. – [48] c.

6


85.14(2)
   Г83

Григорьян, И. И.

Русская историческая живопись [Текст] : альбом / И. И. Григорьян. – М. : Олма-Пресс Образование, 2005. – 95 с.

7

 
85.14(2)
   Г83

Григорьян, И. И.  

Русская жанровая живопись [Текст] : альбом / И. И. Григорьян. – М. : Олма-Пресс Образование, 2005. – 95 с.

 

8

 
85.14(2)
   Л68

Лобанов, В. М.  

Виктор Васнецов [Текст] / В. М. Лобанов; В. М. Васнецов. – М. : Издательство Академии художеств СССР, 1962. – 111 c.

 

9

 
85.14(2)
   Л33

Лебедев, А. К.

Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926 [Текст] / А. К. Лебедев; В. М. Васнецов. – М.-Л. : Искусство, 1946. – 42 c.

10


85.14(2)
   П19

Пастон, Э.   

Виктор Васнецов [Текст] : [Альбом] / Э. Пастон; Ред. Н. Ф. Клубникина ; Худож. ред. Н.Ф. Клубникина. – М. : СЛОВО/SLOVO, 1996. – 96 c.

11

 
85.14(2)
Р24

Раскин, А. 

Шаляпин и русские художники [Текст] / А. Раскин; Ф. И. Шаляпин. – Л. : Искусство, 1963. – 164 c.

 

12

 
85.14(2)
   Р89

Русская живопись в музеях РСФСР. В 11 вып. [Текст] : [Альбом]. – М. : Изобразительное искусство, 1955 – 1961. – (Художественные сокровища СССР). Выпуск X / Сост. П. Н. Рябинкин. –  1960. – [76] с.

13


85.14(2)
Б 46

Бенуа, А. Н.  

Русское искусство XVIII-XX веков [Текст] : летопись русского искусства глазами великого художника / А. Н. Бенуа. – М. : Яуза. – [Б. м.] : Пресском, 2005. – 544 с.

14

 
85.14(2)
   Р89

Русские художники от “А” до “Я” [Текст] : [Альбом]. – М. : Слово, 1996. – 216 c.

 

15

 
85.14(2)
   Б46

Бенуа, А. 

История русской живописи в ХIХ веке [Текст] / А. Бенуа; Сост. В. М. Володарский. – 3-е изд. – М. : Республика, 1999. – 448 c.

 

16

 
85.14(2)
   З-72

Знаменитые русские художники [Текст] : биографический словарь. – СПб. : Азбука, 2000. – 400 с.

17

 
85.14(2)
   Р89

Русское искусство [Текст] : очерки о жизни и творчестве художников. – М. : Искусство, 1962 – Т. 1: Вторая половина девятнадцатого века / Под ред. А.И. Леонова. –  1962. – 692 c.

18

 
85.14(2)
О-77

Островский, Г. С.  

Как создается картина [Текст] / Г. С. Островский ; Академия художеств СССР. – М. : Издательство Академии художеств СССР, 1962. – 58 c.

19

 
85.14(2)
   Д26

Дедлов , В. Л.

Киевский Владимирский собор. Школьные воспоминания [Текст] / В. Л. Дедлов ; Институт социальной памяти. – М. : [б. и.], 2007. – 237 с.

20


85.14(2)
   Ф56

Философия русского pелигиозного искусства ХVI-XX вв. [Текст] : антология / Сост. общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. – М. : Прогресс ; М. : Культура, 1993. – 400 c.

Добавить комментарий