Уважаемые читатели!
С 13 марта приглашаем вас посетить выставку «Славянского слова узорная вязь». Выставка-просмотр приурочена к празднованию Дня православной книги и находится в фойе библиотеки 2 корпуса.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии, и в России,
В Польше и Чехии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей
В 2009 году Священный Синод Русской Православной Церкви учредил новый ежегодный праздник – День Православной Книги. Какие цели ставит перед собой этот праздник – День Православной Книги? Главная цель – показать важность православной книги в жизни человека. Это новый праздник, но, без сомнения, у него большое будущее. Почему день празднования выпал именно на 14 марта, на эту дату? Потому что трудами дьякона Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца 14 марта 1564 года вышла в свет первая на Руси печатная книга «Апостол». Именно с этого дня и зародилось само понятие православная книга.
Православие – одно из направлений христианства, обособившееся и организационно оформившееся в XI веке в результате разделения церквей. В 1054 г. произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь. Восточная церковь в свою очередь, раздробилась на множество церквей, где самой крупной сегодня является Православная церковь.
Православие возникло на территории Византийской империи. Изначально оно не имело церковного центра, так как церковная власть Византии была сосредоточена в руках четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского. По мере распада Византийской империи каждый из правящих патриархов возглавил самостоятельную (автокефальную) православную церковь. Впоследствии автокефальные и автономные церкви возникли и в других странах, в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В IX Кирилл создал славянскую азбуку (кириллицу) и вместе с братом перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. На основе переводов Кирилла и Мефодия сложился первый письменно-литературный язык славян — так называемый старославянский. Славянская азбука была составлена на основе греческой, но изменена, чтобы передать систему звуковую языка славянского. Много работал Кирилл, чтобы перевести с греческого языка на славянский книги духовные и обучить чтению славян по буквам, тогда им неведомым Так два брата, Кирилл и Мефодий, выполнили великое дело! И было это в 863 году. Первые книги, переведенные на славянский язык – «Евангелие» и «Деяния апостолов». Затем братья перевели «Псалтирь», «Октоих» и другие церковные книги.
Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас. Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Да, было время, когда книги переписывали от руки. Не один месяц трудились, выводя гусиным пером одну букву за другой, переходя от строчки к строчке. Прежде чем начать новую страницу, надо было ее разлиновать свинцовой палочкой, ведь карандашей еще не было. Заглавную букву рисовали красными чернилами. С тех пор мы называем первую строку каждого отрывка «красной», хотя все буквы в книгах одного цвета. Работа писца была долго и кропотливой. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.
Дело пошло иначе, когда изобрели печатный станок. На нем каждую страницу можно было отпечатать в нескольких экземплярах. Первая типография появилась в России более четырех столетий назад. Ее основал печатник Иван Федоров. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси “печатню”, то есть типографию. Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.
А правил тогда Иван Грозный. Значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, “правильни” стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.
Итак, первая, точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась “Деяния и Послания Апостолов”, хотя чаще говорят просто “Апостол”. Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитвослов “Часовник”. Долго именно по этой книге детей учили чтению.
О Федорове мы знаем немного – только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер – он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру – дальнюю предшественницу “катюш”. В 1553 Иван IV Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии; но последняя была открыта только в 1563, когда в ней и начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года 1 марта 1564 г. ими было окончено печатание “Апостола”. Тотчас же по выходе “Апостола” начались гонения со стороны переписчиков на печатников, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать в Литву. “Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны,неведомые доселе”, – написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом – издали “Псалтырь” и “Азбуку”.Их радушно принял гетман Ходасевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было “Учительное Евангелие” (1568). Любя свое дело, Иван Федоров с целью продолжения его переселился во Львов и здесь в основанной им типографии напечатал второе издание “Апостола” (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в г. Острог, где по поручению князя Иван Федоров напечатал знаменитую “Острожскую Библию”, первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого “друкарь Москвитин” скончался в предместье г. Львова в страшной нищете (декабрь 1583).
В 1596 г. значительное число православных иерархов на территориях бывших русских княжеств, вошедших в состав Литвы и Польши, приняло Брестскую унию с Римом.
Высшие иерархи принимали католическое исповедание веры при условии, что их политические и имущественные права будут расширены, а прежний восточный обряд сохранен.
Оплотом православия на этих землях стали православные братства, состоявшие в основном из мирян, и казачество. Братства, среди которых самыми мощными были Львовское и Виленское, а впоследствии — Киевское, создавали свои школы, типографии. Во Львове трудились русские первопечатники во главе с Иваном Федоровым, прибывшие из Москвы. Они внесли огромный вклад в развитие православного просвещения в Белоруссии и на Украине. Яркий след оставили в истории Церкви князь Котантин Острожский, создавший в Остроге православный просветительный центр, и его соратник князь Андрей Курбский, бежавший в Литву при Иване Грозном. Он убеждал местное русское дворянство всемерно отстаивать православие.
Поздравляем всех вас с праздником православной книги. Этот праздник, который станет ежегодным, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Патриарха Кирилла. Давайте запомним, что «Книга – великий дар человеку от Бога». От того, какие книги мы читаем, зависит и то, какими будут наши идеалы, а значит – наше будущее.