День памяти войсковой казачьей славы – памятная дата, отмечаемая в России ежегодно 18 октября.
Если вы, многоуважаемые читатели, ничего не слышали  о таких людях, как казаки – значит, практически наверняка вы живете не в России. Казачество – это совершенно уникальные люди, это русская, славянская история, неповторимая часть славянского этноса.
Давайте в первую очередь разъясним, кто же такие казаки. В старину казаками называли вольных людей, проживающих преимущественно в степных регионах Украины и России. Происхождение их не известно и до сих пор вызывает массу вопросов. Но впервые слово казак появляется в 14 веке в значении «охранник». Вероятно, казаками в то время считались вольные люди Уральских земель и Поволжья. Это были люди, не подчинявшиеся никакому государству, которые жили по своим древним обычаям.
На самом деле, существует очень много версий и гипотез, откуда именно пошло слово «казак».  Это может быть кавказский народ косоги или топоним их государства – Касахия.  У тюрков было слово «казак» в значении свободного, независимого человека, бродяги.
В истории казачества главную роль играют три ветви, параллельно развивающиеся на разных территориях. Это Запорожская Сечь, Донское казачье войско и Уральское казачье войско.
Существовали и существуют и другие казачьи войска, оставившие свой след в истории:  Сибирское казачье войско, Оренбургское казачье войско и так далее.
Многие географические открытия были сделаны казаками. Казаками были Ермак и Поярков, Дежнев и Атласов. Благодаря своей отваге и бесстрашию казаки смело шли покорять и открывать новые, неизведанные территории.
Казаки – свободолюбивые люди, по доброй воле шедшие на рубежи своей родины, были не только завоевателями: они вольно или невольно становились мостом между государством Российским и порубежными народами, способствуя  межкультурному и межэтническому общению. Недаром же Лев Толстой сказал: «Казаки создали историю России».
В дальнейшем в жизни казачества возникали некоторые перемены: если раньше они слыли бунтарями и поднимали восстания, то уже после стали главными защитниками государственности, гвардией императора, лучшими солдатами и офицерами русского войска. «Дайте мне одних лишь казаков, и я покорю всю Европу!». Эти слова принадлежат Наполеону Бонапарту. Действительно, казаки являлись предметом зависти многих европейских императоров: историки пишут, что британская королева Виктория пыталась создать подразделения по типу казачьих, наделив их землёй и дав им волю, но ничего из этого не вышло: духа казачьего не было! И это у британцев – отчаянного народа-покорителя, завоевавшего полмира.
 Многие казаки погибли или были вынуждены бежать после Октябрьской революции и Гражданской войны.  Пора прекратить споры по поводу того, кто был  «более прав», белые или красные казаки: в гражданской войне правых и победителей быть не может. Многих репрессировали в советские годы. В Великой Отечественной Войне тоже был некоторый раскол: большая часть казаков воевала за Советское государство, но были и те, кто служил вермахту.
Считать ли казаков этносом – дело историков, антропологов и культурологов.
18 октября – День памяти войсковой казачьей славы.  В Российской империи эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину. Это ни в коем случае не праздник, а памятная дата, которую нужно помнить и которой стоит гордиться. Как и славными людьми – казаками, без которых Россия не была бы такой, какой является сейчас. И флаги казаков вновь развеваются над просторами России.

1


 
63.3(2)7я2
К14
  Казачество [Текст] : энциклопедия / ред. А. П. Федотов [и др.]. – М. : Энциклопедия, 2008. – 720 с. :

2


 
63.3(2Р5)
ш 95
Шулдяков В. А.
  Гибель Сибирского казачьего войска [Текст] : научно-популярная литература / В. А. Шулдяков. – М. : Центрполиграф, 2004 –     . – (Россия забытая и неизвестная. Российский образ службы). Кн. 1 : 1917-1920 гг. –  2004. – 748 с.

3
 
63.3(2Р5)
Ш 95
Шулдяков В. А.
  Гибель Сибирского казачьего войска [Текст] : научное издание / В. А. Шулдяков. – М. : Центрполиграф, 2004 –     . – (Россия забытая и неизвестная. Российский образ службы).
    Кн. 2 : 1920-1922. –  2004.
4
 
63.3(2)
С 89
Супруненко, В. П.
    Запорожская вольница [Текст] / В. П. Супруненко. – М. : Вече, 2007. – 448 с. : ил. – (История казачества).
5  
 
63.3(2)4
С45
Скрынников, Р. Г.
    Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XYII  века [Текст] / Р. Г. Скрынников ; ЛГУ. – Л. : ЛГУ, 1985. – 328 с.
6
 
63.3(2)4
С45
Скрынников, Р. Г.
    Ермак [Текст] : кн. для учащихся ст. классов / Р. Г. Скрынников. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1992. – 160 c.
7
 
63.3(2)
В29
Венков, А. В.
    Казаки [Текст] / А. В. Венков. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 441 c. : ил. – (Искусство войны).
 
 
63.3(2)4
П45
Подъяпольская, Е. П.
    Восстание Булавина 1707-1709  [Текст] / Е. П. Подъяпольская ; АН СССР. Ин-т истории. – М. : [б. и.], 1962. – 215 с.
 
 
63.3(2Р53)
С 34
    “Сибирское взятие”. Ермак и освоение Зауралья XVI -XVII вв. [Текст] : выставка 12 декабря 2008 г. – 31 марта 2009 г. : буклет / Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры
Омской области, ГИМ, Российский государственный архив древних актов, Омский государственный историко-краеведческий музей. – М. ; Омск : [б. и.], 2008. – 35 с.
 
 
Усенко, О. 
    Терпи, казак.. [Текст] / О. Усенко // Родина. – 1993. – № 10. – С. 22-25
 
 
Пузанов, В. Д.
    Беломестные казаки в Сибири XVII- первой трети XVIII в. [Текст] / В. Д. Пузанов // Вопросы истории. – 2012. – № 10. – С. 71-86.
 
 
Сень, Д. В.
    Отношения булавинцев с Крымским ханством и Кубанскими казаками. XVII – XVIII в. [Текст] / Д. В. Сень // Вопросы истории. – 2009. – № 4. – С. 89-96.
 
 
Сопов, А. В.
    Проблема этнического происхождения казачества и ее современное прочтение [Текст] / А. В. Сопов // Вестник МГУ. Сер. 8. История. – 2008. – № 4. – С. 66-85.
 
 
Смирнов, А. 
    Часовые империи [Текст] : сибирское казачье войско на службе отечеству / А. Смирнов // Родина. – 1997. – № 8. – С. 36-42.
 
 
Усенко, О. 
    Разин и разинщина [Текст] / О. Усенко // Родина. – 2006. – № 11. – С. 70-74.

 

Добавить комментарий