Уважаемые читатели!

Абонемент художественной литературы (ауд. 139, корп. 1) приглашает вас  посетить книжную выставку «Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)».

Он придет в первых картинах представления в смехе,

и в последней уйдёт, подернутый пеплом больших раздумий.

   (Булгаков о Гоголе) 

________2Выдающийся русский писатель, классик отечественной литературы. Родился 1 апреля в селе Великие Сорочинцы (Полтавской губернии, ныне — Украина), окончил Нежинскую гимназию высших наук; с 1828 г. жил в Санкт-Петербурге, работал чиновником в различных  департаментах; несколько лет прожил за границей.

Тяготение к фантастике — преимущественно сказочного и балладного типа — обнаруживает уже первая опубликованная книга Гоголя, «идиллия в картинках», «Ганц Кюхельгартен» (1829). Следующая книга, «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32) в значительной мере опиралась на фантастическую основу, в которой мотивы литературного происхождения (В. Тик, Э. Гофман, О. Сомов и др.) переплелись с фольклорными мотивами; созданный таким  оброзом мифологизированный образ Украины нашел развитие и завершение в повести «Вий» (1835), в которой фантастика органически сплавлена с бытом. Наряду с образом Украины, Гоголь, с начала 1830-х гг. интенсивно разрабатывает мифологизированный, окрашенный в фантастические тона образ Петербурга — повести «Портрет, «Записки сумасшедшего», «Невский проспект» (все — в сб. «Арабески», 1835), а также «Нос» (1836) и «Шинель» (1842); фантастика «петербургских. повестей» Гоголя также опиралась как на литературу  (Э. Гофман, В. Одоевский и др.), так и на устные традиции (т.н. «петербургский фольклор»).

В отношении поэтики фантастика Гоголя претерпевала знаменательную эволюцию. Если в ряде ранних его произведений инфернальные силы — черт или лица, вступившие с ним в преступную связь — активно вмешиваются в действие, то в других произведениях участие подобных персонажей отодвигалось в мифологическое предысторию, в настоящем же временном плане оставался лишь «фантастический след» — в форме различных аномалий и роковых совпадений. Ключевое место в развитии гоголевской фантастики занимает повесть «Нос», где субъект инфернального зла (и соответственно персонифицированный источник фантастики) вообще устранен, однако же оставлена сама фантастичность и несбыточность происшествия, что подчеркнуто удалением из первоначального текста упоминания сна, как мотивировки «необыкновенно-странного происшествия».

Особое место в творчестве Гоголя занимают элементы фантастической утопии, как в художественной — 2-й т. «Мертвых душ» (фрагмент 1855), так и в понятийно-публицистическом выражении («Выбранные места из переписки с друзьями»); однако подобные мотивы не следует преувеличивать: Гоголь нигде строго не выдерживает границ утопического времени и пространства, стремясь отыскать и укоренить позитивное начало в национальной и исторической характерности русской жизни.

Цитаты из произведений Гоголя Н. В.

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень.

Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.

Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.

Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя

И какой же русский не любит быстрой езды?

Оно конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.

Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу…

“Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит.”

“А что я уж думаю: иной раз, право, мне кажется, что будто русский человек – какой-то пропащий человек. Хочешь все сделать – и ничего не можешь. Все думаешь – с завтрашнего дни начнешь новую жизнь, с завтрашнего дни сядешь на диету-ничуть не бывало: к вечеру того же дни так объешься, что только хлопаешь глазами и язык не ворочается; как сова сидишь, глядя на всех,-право! И этак все.”

Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.

Мне жизнь – копейка.

Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла!

Если за любовь предлагают дружбу, меняйтесь.

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.

Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!

Как с быком не биться, а молока от него не добиться.

1


 
84(2Р)

В 31

Вересаев В.

Сочинения [Текст] : в 4-х т. / В. Вересаев. – М. : Правда, 1990. – Т. 3 : Пушкин в жизни. Гоголь в жизни. –  1990. – 560 с.

 

2


 
83.2(2)

З-81

Золотусский, И. П.

Гоголь [Текст]  : биография отдельного лица / И. П. Золотусский. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 485 с.

4


 
83.3(2)

Д18

Данилов, С. С.

Гоголь и театр [Текст]  : инсценировки / С. С. Данилов . – М. : Гослитиздат, 1936. – 335 с.

6


 
83.3(2)

М38

Машковцев, Н. Г.

Гоголь в кругу художников [Текст] : очерки / Н. Г. Машковцев. – М. : Искусство, 1955. – 172 с.

8


 
84(2Р)

Г58

Гоголь, Н. В.

Пьесы [Текст]  / Н. В. Гоголь. – М. : Правда, 1983. – 272 c.

11


 
84(2Р)

Г 58

Гоголь, Н. В.

Повести. Воспоминания современников [Текст]  / Н. В. Гоголь. – М. : Правда, 1989. – 480 с.

12


 
84(2Р)

Г 58

Гоголь Н. В.

Собрание сочинений [Текст] : в 7 т. / Н. В. Гоголь. – М. : Художественная литература, 1966 – 1967. – Т. 6 : Статьи. –  1967. – 599 с.

 

Добавить комментарий