Уважаемые читатели!
Абонемент художественной литературы (ауд. 139, корп. 1) приглашает вас посетить выставку «Иванов А.С. (к 85-летию со дня рождения)», открывшуюся 17 июня.
«Слезы человеческие всегда, видимо, чистые, прозрачные, как родниковая водичка, потому что на них расходуется то лучшее и светлое, что есть в человеке…»
Иванов А.С.
Биографическая справка
ИВАНОВ, АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ (1928–1999 гг.), русский советский писатель. Родился 5 мая 1928 г. в с. Шемониха Восточно-Казахстанской области. В 1946–1950 гг. учился на факультете журналистики Казахского государственного университета им. С. М. Кирова. Как журналист печатался с 1948 г., работал в газете «Прииртышская правда» (Семипалатинск), служил в армии, затем был редактором районной газеты «Ленинское знамя» (Новосибирская обл.).
Первые опубликованные художественные произведения Иванова – рассказы «Дождь» (1954 г.) и «Алкины песни» (1956 г.; одноимённая и одновременная книга рассказов; пьеса, 1964 г.; оперное либретто, 1967 г.; телефильм, 1973 г.). Почти детективная острота коллизий, яркость бытовых и психологических зарисовок, этнографическая сочность «сибирского» материала, простой, незамысловатый язык и композиционная четкость делали произведения Иванова не только увлекательным чтением для самых широких слоев читателей, но и хорошей основой для инсценировок и экранизаций. Это с наибольшей силой обнаружили лучшие произведения Иванова – романы «Повитель» (1958), «Тени исчезают в полдень» (1963 г.; одноимен. популярный телефильм, 1973) и «Вечный зов» (кн. 1, 1970 г., Государственная премия РСФСР им. М. Горького, 1971 г.; кн. 2, 1976 г.; одноимен. телефильм по сценарию Иванова, Государственная премия СССР, 1979 г.), заслужившие высокое признание официальной советской критики.
Тяготение к масштабному многофигурному повествованию со множеством периферийных действующих лиц и сюжетных ответвлений, стремление, в традициях русского эпического романа «толстовского» образца, через историю нескольких поколений одной семьи показать историю народа на поворотных этапах его общественного бытия, «черно-белая» контрастность в изображении героев, открытая партийная ангажированность отличают романы Иванова, события в которых неизменно концентрируются вокруг проблемы революционных сдвигов и социалистического строительства в российской Сибири (временной диапазон – от начала века до периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий).
С конца 1960-х годов Иванов жил в Москве, занимал крупные посты в руководстве Союза писателей СССР. Герой Социалистического Труда (1984 г.). Депутат Верховного Совета СССР (1985 г.). С 1972 г. – главный редактор журнала «Молодая гвардия».
Приверженность идеалам коммунизма, решительное неприятие собственничества (отсюда – ненависть к кулачеству и соответствующая трактовка процессов коллективизации в сибирском селе), непримиримость к врагам советской власти, козни которых, по мысли автора, не ослабевают с годами, – основные постулаты творчества Иванова, воплощенные им также в многочисленных рассказах (сб. «Случайные встречи», 1966 г.), повестях «Жизнь на грешной земле» (1970 г.), «Вражда» (1979 г.), «Печаль полей» (1983 г.), книге публицистики «Живая красота творчества» (1985 г.). Лирическая тональность характерна для стоящей несколько особняком в беллетристическом репертуаре писателя «Повести о несбывшейся любви» (1984 г.).
Умер Иванов в Москве 31 мая 1999 г.