Дата: с 15 мая
Место: абонемент художественной литературы (ауд. 139, корп. 1)
«Смотрю я на этого, высокого статного человека, и верю, что именно ему суждено возродить забытые традиции великой нашей древнерусской живописи…»
Нестеров М.В.
Биографическая справка
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926). Родился в Вятской губернии в семье сельского священника. Детские впечатления оказали влияние на творчество художника: великаны-ели вятских лесов, песни и сказки крестьян, народные умельцы – по дереву, глиняной расписной игрушке, лубочным картинам – пробудили интерес к народному творчеству.
Рисовать Васнецов начал рано, но в те времена было принято, что сын идет по стопам отца, поэтому Виктора Михайловиа отдали в духовное училище. После него был перевод в Вятскую духовную семинарию. Здесь уже Васнецов начал плотно заниматься живописью. С 1866 по 1867 года он нарисовал около 75 рисунков, используя тему русских пословиц и поговорок для книги «Собрания русских пословиц» Николая Трапицина.
На Васнецова сильно повлияла встреча с Э.Андриоли, который был ссыльным польским художником. От него он узнает про Санкт-Петербугскую академию художеств. Туда он и решил поступать, не закончив последний курс семинарии. Продав свои картины «Жница» и «Молочница» Васнецов отправляется в Петербург.
В Петербурге он встречает брата своего вятского учителя Красовского. И тот устраивает его рисовальщиком. Позже Васнецов устраивается работать художником по рисованию иллюстраций к книгам и журналам. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни.
В 1868 году Васнецов поступает в С.Петербургскую академию. Во время учебы Васнецов знакомится с Репиным, Антокольским, Максимовым, они становятся друзьями. В первый же год учебы Васнецов получает серебренную медаль. Следующую он получает в 1869 году за картину “Христос и Пилат перед народом”.
В 1870 году отец Виктора умирает. С деньгами стало совсем тяжело, ведь на попечении у Васнецова находиться теперь его 16-летный брат Апполинарий (впоследствии он станет тоже знаменитым художником).
С 1871 года Васнецов все реже начинает посещать академию. Васнецов очень много работает. В этот период он подготовил 200 иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпянского, к «Русской азбуке для детей» Водовозова. Он успевает выполнять и свои рисунки в основном на бытовую тему.
В 1875 году Васнецов окончательно покидает академию: потребность зарабатывать становиться первоочередной, да желание работать самостоятельно и свободно становиться больше. Он уже написал картины «Чаепитие в трактире» (она была взята на выставку передвижников) и «Нищие певцы».
В 1876 году выходят его картины «С квартиры на квартиру» и «Книжная лавочка».
Весной 1876 года Васнецов едет в Париж. Под впечатлением от нахождения во Франции появляется работа «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 год).
Через год он возвращается в Россию и венчается с Рязанцевой Александрой Владимировной. Они переехали в Москву.
В 1878 году Васнецов начинает работу над картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами». Она стала первой в цикле историко-былинных работ. Но картина единодушного одобрения не встретила. Слишком уж она был необычна, что сложно было выделить какое-то единое мнение. Чистяков же отозвался о работе так: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам…»
Не смотря на критику, Васнецов продолжает работать в выбранном направлении. В 1882 году он пишет «Витязя на распутье».
В Москве происходит еще одно важное событие: Васнецов знакомиться с семьей Саввы Мамонтова. Эта встреча повлияла на его творчество. Мамонтов делает ему заказ на три картины в зал заседаний Донецкой Ж/Д: «Ковер-самолет», «Битву скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства».
Васнецов так же занимался декорациями к спектаклям, и получалось это у него не хуже, чем рисовать картины. Хотя он и недолго занимался декорациями, но успел их сделать достаточно много.
В 1897 году выходит его картина «Царь Иван Васильевич Грозный», которую он написал под впечатлением увиденного собора Василия Блаженного, а задумка ее появился в 1880 году.
В период с 1875 по 1883 года планировалось открытие в Москве Исторического музея. Васнецов получил заказ выполнить картину «Каменный век». Это было достаточно неожиданно для художника, столь крупная работа.
Еще одно неожиданное предложение поступило Васнецову – расписать Владимирский собор в Киеве. Художник прожил 6 лет в Киеве, а кроме этого работа над росписью заняла 10 лет.
После этого достаточно громкой очередной его картиной стали «Богатыри». Изысканность, суровость и могучесть – все это сочетается в русских героях былин, известных каждому жителю России. Эта картина была последней в тот период, когда сил и энергии было много, самый расцвет творчества Васнецова. Последующие работы «Цapeвнa-лягушкa», «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна», «Баян» уже не были такими сильными, это были последние работы.
23 июля 1926 года Васнецов скончался. Смерть пришла к нему вечером дома, разрыв сердца.