«Мчи меня, память, крылом нестареющим
В милую сердцу страну.
Вижу ее на пожарище тлеющем
В сумраке зимнем одну…»«Обладание истиной не может составлять привилегии народа так же, как оно не может быть привилегией отдельной личности.»
В. С.Соловьёв
Уважаемые читатели!
Предлагаем посетить выставку «Соловьев В.С. – русский философ и поэт. » (165 лет со дня рождения) Выставка работает с 18.01.2018 ауд. 138 корпус 1.
Владимир Сергеевич Соловьёв родился 16 [28] января 1853, Москва. Дата смерти — 31 июля [13 августа] 1900, имение Узкое, Московская губерния. Русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
Ранние годы
Владимир Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 года, в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Мать, Поликсена Владимировна — принадлежала к дворянской семье Романовых, имевшей польские и казацкие корни. Среди предков Романовых был известный малороссийский философ Г. С. Сковорода, приходившийся Владимиру Соловьёву двоюродным прадедом.
Образование
Соловьёв учился в Первой московской гимназии, преподавание в которой было разделено на общее и специальное, а заканчивал обучение в Пятой московской гимназии.
После окончания гимназии в 1869 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение. В 1872 году с ним приключился бурный роман в поезде на Харьков со случайной попутчицей Жюли, после которого он испытал мистическое видение Софии. В студенческие годы Соловьев увлекся спиритизмом. Окончив университет в 1873, по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. В начале сентября 1873 Соловьев переселился в Сергиев Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии.
21-летний Соловьёв написал магистерскую работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (теоретического) и «эмпирического» знания. Защита состоялась 24 ноября 1874 в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего он получил звание штатного доцента философии и один семестр читал лекции в Московском университете.
Заграничный вояж
31 мая 1875 года отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее «с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии». До места назначения он добирался через Варшаву и Берлин. В Лондоне Соловьев знакомится со спиритизмом и изучает Каббалу. 16 октября 1875 года он предпринял неожиданный вояж в Египет, связанный с мистическим видением Софии. Его путь пролегал через Францию и Италию. Из Бриндизи Соловьев пароходом направился в Александрию. В ноябре прибыл в Каир, где оставался до марта 1876, совершив путешествие в окрестности Фиваиды. Затем он возвратился в Италию, жил в Сорренто, Неаполе и Париже, откуда вернулся в Москву.
Карьера
В июне 1876 года вновь приступил к преподаванию в Московском университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете. В Петербурге Соловьев сдружился с Достоевским. Во время русско-турецкой войны испытал подъём патриотизма и едва не отправился на фронт. К этому времени окончательно формируются философские взгляды Соловьева.
6 апреля 1880 года защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Игравший в Петербургском университете влиятельную роль М. И. Владиславлев, который раньше положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьёва, стал относиться к нему довольно холодно, поэтому Владимир Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора. 28 марта 1881 года он прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II, после чего ушел из университета.
Семьи не имел. Жил большей частью в имениях своих друзей или за границей.
Смерть
Исследователи убеждены в том, что он подорвал свой организм значительными периодами поста и интенсивными занятиями, а кроме того, постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки.
Комната, где он жил, обыкновенно пропитывалась запахом скипидара. Этой жидкости он придавал не то мистическое, не то целебное значение. Он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном и называл это шутя «Bouquet Solovieff». Неоднократно старались друзья предостерегать его относительно опасности злоупотребления скипидаром, но он до самого последнего времени проявлял необычайное упрямство в этом вопросе.
К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой, единокровный брат владельца имения. В имение Соловьёв приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него атеросклероз, цирроз почек и уремию, а также полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. Владимир Сергеевич Соловьёв скончался в Узком после двухнедельной болезни, в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года. Похоронен он был на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.
Список литературы
87.3(2) С60 Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия [Текст] / В. С. Соловьев. – М. : Республика, 1996. – 479 c. – |
|
87.3(2) С60 Соловьев, В. С. Сочинения [Текст] / В. С. Соловьев. – М. : Раритет, 1994. – 446 c. |
|
87.3 С60 Соловьев, В. С. Право и нравственность [Текст] / В. С. Соловьев. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. – 192 с. |
|
83.3(2) С60 Соловьев, В. С. Литературная критика [Текст] / В. С. Соловьев. – М. : Современник, 1990. – 422 с. |
|
87.3 С 60 Соловьев, В. С. Смысл любви [Текст] : избранные произведения / В. С. Соловьев. – М. : Современник, 1991. – 526 с. |
|
87.3 С 60 Соловьев, В. С. Избранное [Текст] : научно-популярная литература / В. С. Соловьев. – М. : Советская Россия, 1990. – 496 с. – |
|
87.3 С 60 Соловьев В. С. Сочинения [Текст] : в 2 т. / В. С. Соловьев. – М. : Правда, 1989. – 35000 экз. Т. 1 : Философская публицистика. – 1989. – 687 с |
|
87.3 С 60 Соловьев В. С. Сочинения [Текст] : в 2 т. / В. С. Соловьев. – М. : Правда, 1989. – 35000 экз. Т. 2 : Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. – 1989. – 735 с. |
|
87.8 С 60 Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика [Текст] : монография / В. С. Соловьев ; ред.: Р. Гальцева, И. Роднянская. – М. : Искусство, 1991. – 702 с. |
|
87.3(2) С60 Соловьев, В. Чтения о Богочеловечестве [Текст] : научно-популярная литература / В. Соловьев. – М. : АСТ, 2004. – 253 с. |
|
87.3 Л 79 Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура. [Текст] : научно-популярная литература / А. Ф. Лосев ; . – М. : Политиздат, 1991. – 525 с. |
|
87.3 Л 79 Лосев, А. Ф. Владимир Соловьев и его время [Текст] : научно-популярная литература / А. Ф. Лосев. – М. : Прогресс, 1990. – 720 с. |
|
83.3(2) С60 Соловьев, В. С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика [Текст] : поэзия / В. С. Соловьев. – М. : Книга, 1990. – 574 с. : фото. |